Пожалуй, сложно найти еще одну группу, где бы шестеро участников являлись представителями шести стран: Гонг Конга, Великобритании, Франции, Новой Зеландии, ЮАР и Украины. Нам вот уже во второй раз удалось побеседовать с клавишником этой группы, Вадимом Пружановым. Хотя говорить по-русски оказалось для него задачей не из легких, он рассказал нам много всего интересного о группе, том, как он стал музыкантом и многом другом…
Вы вновь вместо ушедшего французского гитариста взяли француза. Под рукой не было кого-то из англичан? Или это было сделано, чтобы не разрушать имидж группы?
Да, наш нынешний гитарист тоже француз, хотя, если честно, мы никогда не пытались поддерживать имидж интернациональной группы. Просто так получилось, что они переселились в Англию. Мы просто встретились с ним в Марселе, мы с ним и раньше часто встречались на концертах, фестах, тусовались вместе. И как-то мы попросили его сыграть с нами пару раз, потому что наш бас-гитарист ушел. Он пришел, мы сыграли с ним пару соло – сыгранность была просто потрясающая, нам очень понравилось играть вместе. И мы решили взять его себе под крыло, так сказать. (смеется) Было круто!
К вам очень тепло относится английская пресса, а как это сказывается на самих зрителях – заметен ли прогресс за последний год, что на ваши шоу стало ходить больше людей или пока вы так и остаетесь любимцами прессы?
Да, конечно, с выходом нового альбома мы стали больше выступать в Лондоне и в Америке тоже. С новым альбомом мы сделали, я бы сказал, шаг вперед. К нам стало больше внимания, больше фэнов стало приходить на концерты, при чем аудитория стала разнообразнее – приходят не просто металлисты или фэны хард-кора, приходят даже панк-рокеры, очень много молодежи стало на наших концертах. Но, честно говоря, я не знаю, чего ждать от концерта в Москве, посмотрим!
Кстати, а чего вы ждете от российских концертов? Нет ли опасения, не будете ли вы разочарованы, если на концерте будет не так много народа, как вам того хотелось бы?
Да разочарований-то у нас нет, так как мы всегда, когда куда-то едем с концертом, ожидаем худшего. А если ты всегда готов к худшему, то разочарований быть не может. Когда ты чего-то хорошего ждешь, а потом этого не происходит, естественно, наступает разочарование. Мы же никогда не ждем чего-то сверхъестественного. На любом концерте, вне зависимости от того, сколько на него пришло людей, мы выкладываемся по полной, мы одинаково стараемся. Не знаю, как будет в России, но вот наши концерты в Лондоне прошли просто супер. Вообще, играть здорово перед любой аудиторией, мы вот на фестивалях в Европе выступали, было круто, в клубах перед маленькой аудиторией – тоже просто супер. Ну правда не совсем маленькая аудитория – человек 600 -700. Когда мы только начинали, перед выпуском альбомов еще – мы вообще играли в маленьких пабах, где собиралось человек 20, и ведь классно играли! Мне кажется, что дело не в количестве людей, а в атмосфере – люди приходят, потому что им нравится, как ты играешь, они веселятся, получают удовольствие от шоу. Вот это самое главное.
А вообще, есть какая-то разница, на каких площадках выступать? Вот лично тебе больше нравятся сцены больших фестов или же маленьких лондонских клубов?
Ты знаешь, мне кажется, и в том, и в другом есть свои плюсы и минусы…Я думаю, на больших фестивалях, на стадионах, где мы играем, у нас больше возможностей проявить себя, там больше места на сцене. А так как мы активная группа, мы очень быстро … бегаем (смеется), как на марафоне, выполняем всякие трюки. Но маленькие в то же время, тоже хороши, потому что, конечно, фэнам хочется быть поближе к группе, к музыкантам. Да и мы чувствуем себя как-то ближе к фэнам, есть больше возможностей после концерта – потусовать со своими фэнами, подписать диски, сфотографироваться. Так что лично мне нравятся оба варианта!
Вы ездили в тур с настоящей легендой мировой музыки Iron Maiden. Насколько для вас это было знаковое событие, оно как-то помогло карьере группы? Ведь музыка команд несколько разная, а на мейдане можно встретить и совсем не молодых людей?
Да, тур был действительно классный. Но дело в том, что те фэны, которые приходят концерт на Iron Maiden, они и слушали Iron Maiden. И они не будут слушать что-то еще. Хотя реакция мэйдановских фэнов на нас была вполне нормальной, по крайней мере, в нас ничего не бросали! (дружный смех) Но я не думаю, что это принесло нам какую-то популярность, многие группы ездят с Iron Maiden. Но все равно было здорово, потому что ты гастролируешь с такой легендой, ты выступаешь в разных странах. А ведь мы все выросли на песнях Iron Maiden, Metallica. Это те группы, на которые я в свое время смотрел, как на идолов просто.
Многих интересует, когда же выйдет ваш новый диск. Как дела обстоят с ним?
Идеи относительно новых песен есть, придумываем песни. Но писать пока еще ничего не начали. Я думаю, мы будем записывать альбом ближе к концу этого года. Так что альбом. Скорее всего, выйдет в следующем году. Я думаю, где-нибудь в начале года. А пока у нас есть много интересных идей, новых подходов, которые отличаются от всего того, что мы делали на предыдущих альбомах. Я пока точно ничего сказать не могу, но идей очень много, так что посмотрим, что получится.
Ваш предыдущий диск был первым, который вы спродюсировалм своими усилиями. На следующей работе вы собираетесь продолжить эту практику?
Да, следующий диск мы тоже будем продюсировать сами. То, что некоторые группы берут продюсера… Ну я не знаю, для меня это как отдать своего ребенка кому-то на пару лет, чтобы кто-то его вырастил. Я подумал, что каждый музыкант должен знать, какого звучания он хочет для своего альбома, что нужно сделать, чтобы качество записи было на должном уровне. Это уже четвертый альбом, который мы записываем, каждый из нас играет больше, чем на одном инструменте, нам самим легче обсудить какие-то вещи относительно продюсирования, на чем-то договориться, так что мы знаем, как все должно происходить. Чем больше голов, чем больше идей, тем лучше.
Какое турне оказалось самым запоминающимся? Может, были какие-то забавные моменты?
Конечно, любое турне это лишний опыт для группы, для нас опыт по большей части удачный. Замечательные люди, страны, много положительных эмоций. Непередава емые ощущения, когда мы играли на фесте Download перед 75 тысячами человек. Вообще, год для группы был достаточно плодотворным.
Сейчас довольно модно выпускать DVD с концертными записями – как в этом отношение обстоит дела у Dragonforce? Может, в скором времени вы порадуете нас не только аудио, но и видео релизом?
Я точно не могу сказать, когда появится DVD. Разговоры уже такие были, мы просто ждем для этого удачного момента. Я думаю, после выпуска следующего альбома мы что-то подобное выпустим. Для этого нужна команда, подходящее время и место записи. Это все довольно сложно и пока еще слишком рано – у нас нет столько интересного материала, чтобы сделать из него DVD, а хотелось бы подарить фэнам больше интересного, больше какой-то информации дать в этом DVD. Так что пока мы ждем.
С каждым годом все острее встает проблема скачивания музыки из Интернета. Как вы относитесь к этому, ведь это не только вред, но с другой стороны дополнительный промоушен. И насколько страдает группа от повсеместного распространения мп3?
Я думаю, что вообще не страдает. Лично я, да и вообще большинство ребят из группы, не возражаем против того, чтобы нашу музыку скачивали. Большинство людей говорят, что они не рады, что их музыку скачивают. Доходит до того, что артист начинает думать, что его альбом не продастся, что он неудачный. Большинство людей, которые покупают диски – они купили, послушали раз, забыли и больше не слушают. А если человеку что-то нравится, он скачивает, а если хочет, потом покупает, а так они купят, им не понравится, и он будет просто пылиться на полке. Если фэн скачает наш альбом, и он ему понравится – он пойдет и купит его. Я делаю точно так же, если мне понравилось то, что я скачал – я иду и покупаю диск, какое-нибудь хорошее издание. Это зависит еще от самого фэна. Так что эти скачивания меня вообще не волнуют, если честно. Если песни хорошие, то их купят.
В своем прошлом интервью нашему изданию ты говорил, что практически не знаком с российской и украинской тяжелой сценой. Что-нибудь поменялось за это время? Появился ли какой-нибудь интерес к российской и украинской музыке?
Я слушаю много российской и украинской музыки – Круиз, Арию. У меня есть кабельный канал, посвященный такой музыке. А вообще, я слушаю не один стиль музыки, все время разное – хард рок или металл, много электроники, поп-рок. Что-то интересное можно найти в каждом стиле музыки, мне кажется, не надо зацикливаться на чем-то одном и слушать, например, только металл. Так что если честно, я не могу вот так назвать какие-то русские имена. Каких-то давних роковых артистов я знаю, вот как я уже говорил, Ария и Круиз. У меня есть их диски. Я знаю музыкантов, которые играют в каких-то западных группах. Например, в Rage гитарист играет. (Виктор Смольский – прим. авт.) А так… даже не знаю. Напиши мне списочек, чего мне послушать стоящего, я б с удовольствием послушал! (смеется)
Идет! Как ты считаешь, насколько долго будет востребован такой проект, как Dragonforce? Насколько хватит ваших совместных сил, интереса, чтобы продолжать работу в данном направлении?
Я думаю, зависит все от наших фэнов. Если фэнам будет и дальше нравится наша музыка, мы будем и дальше этим заниматься. Если они решат, что мы уже старые, недостаточно быстро двигаемся на сцене, что музыка стала не достаточно мелодичная, то тогда, я думаю, смысла продолжать уже не будет. Понимаешь, если нет фэнов, то продолжать это все просто не имеет смысла. Если мы будем просто продолжать все это для себя, играть для себя, то … зачем все это? Естественно, нам нравится то, что мы играем, но играем-то мы не для себя в первую очередь.
Насколько я знаю, помимо Dragonforce ты не занят больше ни в каких проектах…
Нет, у меня кроме Dragonforce нет ничего, занимаюсь только группой – турне, записи альбомов…
А у тебя нет планов в будущем, возможно, какой-то сайд проект сделать, попробовать себя в каком-то другом стиле? Очень часто можно услышать от людей: “Я вырос из power-metal, из heavy-metal”. Как ты считаешь, из этого вообще можно вырасти?
Ну я бы не назвал это “вырасти” даже. Просто поменять что-то, поменять стиль. Я бы, например, тоже не смог постоянно слушать один стиль или вообще одну группу, это бы просто быстро надоело. Ты послушал металл, потом послушал что-нибудь другое, затем тебе это надоело, и ты снова вернулся к металлу. Это нормально. Все зависит от настроения, конечно, но я не думаю, что из этого можно вырасти. Но с возрастом у людей вкусы и интересы, конечно, меняются. Что же касается сайд-проекта, то у меня просто нет времени сейчас. Если бы оно было, я бы что-то сделал, потому что идеи у меня есть. А пока только туры и Dragonforce, но я не возражаю, мне нравится тут играть. Хотя, повторяю, в будущем, я, возможно, что-то и выпущу.
А остается ли у тебя время на чтение, походы в кино, например? Ну, вообще, на какой-то отдых? Или же группа и музыка отнимают у тебя все силы, так, что единственным желанием остается доползти до кровати?
(смеется) Нет, конечно! Дома я не сижу, и если мы не записываем альбом, то хожу в кино, встречаюсь с друзьями, хожу в пабы, ночные клубы – как и все нормальные люди. (смеется) Хожу в места, где встречаются музыканты обычно, но естественно, я хожу не только в “металлические” рестораны, потому что мои друзья слушают абсолютно разные стили музыки – электронику, поп, рок… Невозможно постоянно сидеть дома или постоянно работать – крыша поедет! Знаешь, когда я учился в колледже, мы с друзьями иногда забивали на занятия и ходили в клуб, который назывался “Метро”. Вот так вот!
А появится ли в будущем у Dragonforce какая-нибудь балладная композиция? Или это не ваш метод?
Ну, в принципе, на каждом нашем альбом есть одна баллада. Следующий альбом в этом плане будет интересным, он будет отличаться от наших предыдущих релизов. Не знаю, как сказать, там другие подходы к написанию песен. Думаю, следующий альбом будет самым лучшим!
Я заметила, что ты довольно часто в разговоре вставляешь какие-то английские слова. Для тебя по-английски уже стало проще общаться, чем по-русски?
Да, я же в основном сейчас общаюсь по-английски. По-русски вот только на интервью, ну и с родителями тоже. Так что на интервью хоть появляется возможность поговорить по-русски! (смеется)
За плечами у вас уже три альбома, и группа наверняка сталкивается в проблемой подборки концертного сета. По какому принципу решается, какая песня будет отобрана для концерта?
Обычно мы очень внимательно разбираем песни, когда подбираем их для сет-листа. Стараемся, чтобы много хитов группы не шло подряд, потом, мы, конечно же, принимаем во внимание пожелания наших фэнов и включаем те песни, которые бы хотелось услышать им. Пытаемся угодить всем, это непросто, но вот пока нам это как-то удается.
С гастролями Dragonforce были в разных странах. А остается ли время на то, чтобы посмотреть достопримечательности? Или же времени, как обычно, ни на что не хватает?
Ну изредка бывает время, конечно, когда концерты не играем, то ходим смотрим по городу. Но такое бывает не часто. А обычно бывает так: мы приезжаем, репетируем, потом пресс-конференция, интервью, концерт, потом фэнов ждем. Потом естественно празднование успешного шоу… Но иногда бывает трудновато выдерживать такой темп – столько выпивки! Но я не пью каждый день, хотя некоторые пьют, я просто не могу столько пить! (смеется)
А что больше всего понравилось из достопримечательностей?
В Японии было очень много интересных мест. Места похожи на Лондон, только раз в 100 больше! Интересное такое место, необычное. Я бы, конечно, не смог там жить никогда, но все равно здорово – приезжаешь, как будто другая планета просто, все какие-то другие. Народ там очень хороший, относятся к тебе с уважением. Еще в Америке и в Канаде очень такое приятное спокойное место. В Ванкувере я был, там по центру ездили – очень красиво. Да много где я был, мне кажется везде! В Греции был, походил там по развалинам – тоже очень впечатлило.
А какие клавишники оказали на тебя наибольшее влияние, если таковые вообще есть? И вообще, когда ты реши, что будешь музыкантом?
Если честно, я никогда об этом не думал. Мои родители отдали меня в музыкальную школу изучать клавишные. Мне было тогда лет восемь, они мне сказали: “Иди изучать клавишные!” Ну и я пошел, не скажу, что с особым энтузиазмом. В то время у меня еще не было страсти такой к игре. Я поиграл три или четыре года. А потом бросил это дело. Потом меня что-то проклинило просто на гитаре научиться играть, и я начал изучать гитару. На клавишных я, конечно, тоже играл, но не так много. Потом постепенно я начал писать свои песни, а потом перешел с гитары на клавишные. Я думаю, что у клавишных большой потенциал, можно сделать из обычных клавишных очень необычный инструмент, добиться необычного звучания. Многие гитаристы как-то скептически относятся к клавишным, а думаю, что клавишными можно удивить фэнов. К тому же у меня не только стационарные клавиши, у меня есть клавиши, с которыми можно бегать по сцене, двигаться. По поводу клавишника, который оказал на меня влияние… Я даже не знаю, наверное, нет такого, который меня сильно впечатлил. Конечно, я знаю многих клавишников, но у всех тех, кого я знаю, одинаковый стиль игры. Единственный, пожалуй, кого бы я выделил на фоне остальных, это Рик Вэйкман (Rick Wakeman). Но сейчас я слушаю все подряд. Но так или иначе, как бы ни были круты все клавишники, я все равно круче! (смеется)
А не хочешь сделать сайд-проект, где бы ты смог играть на гитаре?
Да нет, не думаю. Сейчас довольно много клавишников, и самое страшное, что они могут сделать, это организовать сайд-проект и играть там на гитаре. Такое впечатление, что все боятся клавиш!
Насколько я понимаю, ты единственный член группы, говорящий по-русски. А в связи с этим, не возникало ли желания записать или хотя бы просто исполнить песню на русском?
Честно говоря, такой идеи не возникало. Возможно, в будущем мы как-нибудь запишем песню на русском. Наверное, забавно будет она звучать в нашем исполнении! (смеется)
В прошлом интервью, которое ты давал нашему изданию, ты говорил, что первый альбом был более эпическим, на втором альбоме вы пытались смешивать какие-то разные стили, внести элементы блэка, дэта, добавили бласт-биты. На третьем альбоме вы пытались экспериментировать со звуком гитар, клавишных, барабанов, добавляли какие-то эффекты. В чем причина такого экспериментаторства? Группа до сих пор находится в поиске?
Когда мы начинаем писать альбом, мы очень много внимания уделяем тому, как он будет звучать, какие элементы мы будем использовать на нем, стараешься поддерживать какой-то баланс, не переборщить с тем или иным стилем или элементом. На новом альбоме будет микс из всего, там будет много всего намешано. Ничего точно сказать не могу, так как запись еще не началась, у нас просто есть какие-то идеи относительно того, что должно получиться в итоге. Идеи есть, и они очень разные и интересные, много интересных задумок, набросок у нас. На альбоме мы попробуем себя в новых для нас стилях, будем использовать много новых элементов. В том числе гитары будут необычные, клавишные, много других элементов. Ничего больше сказать не могу, расскажу в следующем интервью! (смеется)
Вы единственная группа из Англии, играющая в этом стиле, которая добилась такой популярности за пределами страны. А как ты думаешь, чего не хватает другим английским группам, чтобы добиться такого же успеха?
Не знаю, может, прическу модную сделать! (дружный смех) На самом деле, не знаю. Могу сказать за нашу группу – мы не боимся экспериментировать, смешивать стили, изменять звучание. Мы никого не копируем, а ищем что-то свое. Вообще, на мой взгляд, в Англии много классных групп. Например, Dragonforce, Dragonforce, Dragonforce… (смеется) Нет, я, конечно, шучу – есть хорошие группы.
А есть ли такие музыканты, с которыми ты мечтал бы играть вместе или хотя бы просто сыграть хоть раз на одной сцене? Или сделать совместную запись…
Да нет, я думаю, нет таких, с кем бы я вот прямо так сильно хотел выступить. Может быть, я просто все еще себя ищу.
Ваше первое демо вышло в 2000 году, а первый диск увидел свет в 2003. Почему выпуск первого альбома занял у группы столько времени?
Мы ждали, пока мы подпишемся на лейбл. Мы хотели сначала найти лейбл, а потом уже выпускать альбом. Так что основной причиной такой задержки с релизом был лейбл.
Ты как-то говорил, что в процессе создания песен принимает участие вся группа, в том числе ты. А насколько для тебя важны тексты? И вообще, что для тебя имеет большее значение – музыка или тексты?
Я думаю, музыка, это самое главное, хотя нельзя умалять и роль текстов, потому что их многие читают, людям они интересны. Лирика последнего альбома более эпическая, по сравнению с предыдущими. В ней затрагиваются разные темы.
Ваш последний диск разошелся в США тиражом около 100 000 экземпляров. Вы этого ожидали, или же для группы это стало приятным сюрпризом?
Когда мы в Америке еще тур делали, в котором были хэдлайнерами, билеты распродавались, как горячие пирожки просто, на нас приходило посмотреть две, три тысячи человек. Нас это шокировало, конечно. Что нас так принимают. Так что мы не ожидали и таких продаж – что ж, значит, группы людям нравится!
Первоначально группа называлась Gragonheart, но спустя какое-то время вы переименовались в Dragonforce. С чем было связано такое решение?
Просто было много групп, которые назвались таким же именем Dragonheart, и в Бразилии, и в Швеции, и где только их не было. Вот мы и поменяли его на Dragonforce. Мне, кстати, так даже больше нравится. Так лучше звучит, мощнее! К тому же, его удобно скандировать – Dra-gon-force, Dra-gon-force! (смеется)
Вопрос относительно вашего предстоящего альбома. Уже есть какие-то планы относительно того, что будет делать для него обложку?
На самом деле, такие вещи мы обычно решаем, когда работа над альбомом уже окончена. Сначала нужно придумать тексты, музыку, потом все записать, а уж потом мы будем думать над оформлением. Так что пока я даже затрудняюсь ответить.
Ну и пару слов российским фэнам Dragonforce…
Я очень хочу поблагодарить их всех за поддержку, за то, что они уже купили (я надеюсь) наш альбом! (смеется)
Беседовала: Ксения "Wolfin" Хорина
Вопросы также составляли: Bonez, Blindman
7 февраля 2007 года